555b (555b) wrote,
555b
555b

Category:

Росс В. Грин "Взрывной ребёнок"

Основные на мой взгляд моменты из книги:
Определить стабилизирующие и дестабилизирующие факторы для ребёнка.
Что делать, если ребенок отстает при обучении чтению? Нужно разобраться в причинах отставания и помочь ребенку овладеть недостающими навыками. Что делать, если ребенок отстает по математике? Нужно разобраться в причинах отставания и помочь ребенку овладеть недостающими навыками. А что делать, если ваш ребенок отстает в развитии навыков адаптивности и самоконтроля? Нужно разобраться в причинах отставания и помочь ребенку овладеть недостающими навыками.

Дети ведут себя хорошо, если могут. Если ваш ребенок может вести себя хорошо, он именно так и будет себя вести. Ему требуется от вас что-то другое

[далее]Для того, чтобы ребенок стал более адаптивным, – а я полагаю, что он к этому способен, – вам нужно перестать подавать ему пример неадаптивности.
Адаптивность и самоконтроль в ситуациях эмоционального стресса – это навыки.
Поскольку у вашего ребенка отсутствуют необходимые ментальные навыки (стабилизаторы), ему трудно справляться с раздражением и реагировать на окружающий мир адаптивно и гибко. К счастью, эти навыки можно развить.
Как вы, вероятно, уже заметили, взрывы, которые вы провоцируете и переживаете,ничему хорошему вашего ребенка не учат и не приводят к позитивным изменениям в его поведении.
Что необходимо:
1)создать дружественную атмосферу в семье и постараться обьяснить всем контактирующим с ребёнком суть запроса.
2) снизить требования к ребёнку
3)взрывы на самом деле вполне предсказуемы. Исключения, конечно, бывают, но большинство взрывов все-таки можно предсказать. А раз их можно предсказать, значит вы можете заранее устранить проблемы, которые их порождают. У каждого ребенка и в каждой семье существует от пяти до десяти дестабилизаторов, провоцирующих еженедельные взрывы.Когда эти проблемы будут решены и надолго устранены, они перестанут порождать взрывы.

Не навязывать свою волю!   полный отказ от своих установок(хотя бы временный) !   совместное решение проблем! Этот способ предполагает вовлечение ребенка в обсуждение, при котором проблемы или неудовлетворительные проявления устраняются с помощью взаимно приемлемого решения.
Методика совместных решений имеет три этапа:
1. Сочувствие (и его подтверждение) (методом активного слушания, стараться не навязывать свои собственные предположения)
2. Выявление проблемы
3. Приглашение к разговору (узнавать мнение и т.з. ребёнка. Помнить:не бывает плохих решений. Бывают решения нереалистичные, невыполнимые или не устраивающие обе стороны.Решение должно быть устраивающим обе стороны!)
Важное замечание: если вы не в состоянии выполнить предложенное решение, не соглашайтесь на него только ради того, чтобы положить конец разговору. Это называется «отсрочка взрыва», а не «решение проблемы». Равным образом, если вы подозреваете, что ваш ребенок не в состоянии выполнить предложенное решение, не соглашайтесь на него только ради того, чтобы положить конец разговору. («Уверен, что справишься с этим? Давай убедимся, что мы пришли к решению, которое мы оба сможем выполнить».)

В основе этой книги лежит убеждение в том, что ваш ребенок уже знает, что вам не нравятся его истерики, и у него уже наличествует мотивация нормального поведения. Всё, эта задача выполнена. Точка зрения, что взрывные дети нуждаются всего-навсего в хорошей порке, в корне неверна. Она совершенно не учитывает многообразия механизмов, которые лежат в основе взрывного поведения. На самом деле большинство общепринятых объяснений поведения взрывных детей – не более, чем пустые клише:
Он просто добивается внимания. Мы все хотим внимания. Жажда внимания сама по себе никак не объясняет, почему ребенок взрывается.
Он просто хочет добиться своего. Мы все пытаемся добиться своего. Желание добиться своего никак не объясняет, почему ребенок взрывается.
Он просто хочет, чтобы все шли у него на поводу. Кто же этого не хочет. Но это не объяснение.
Он отказывается идти навстречу. Если вы хотите этим сказать, что он отказывается вместе с вами искать выход из сложных ситуаций, – можно биться об заклад, что вы ни разу не предоставили своему ребенку такого шанса.
Он пытается манипулировать окружающими. Сомневаюсь. Чтобы манипулировать людьми, требуется расчетливость, умение планировать, эмоциональный самоконтроль и организаторские навыки.
Восемьдесят процентов взрывных детей имеют диагноз СДВГ. Каковы основные признаки СДВГ? Непродуманность действий, неспособность
планировать, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие организационных навыков. Типичный взрывной ребенок совсем не умеет манипулировать людьми.
Настоящее манипулирование – это когда вы даже не замечаете, что вами манипулируют.
Если же вы видите, что вами пытаются манипулировать, значит вы имеете дело с очень неуклюжим манипулятором.
Ему просто нужно сделать над собой усилие и принять на себя ответственность за собственные действия. А вы сами часто делаете над собой усилие, чтобы броситься в воду, если вы не умеете плавать?
Что значит «отвечать за свои поступки» с точки зрения метода СРП? Помогите ребенку овладеть отсутствующими навыками, чтобы ему не требовалось взрываться… и ему больше не потребуется ваша помощь.
Пока ребенка  удерживает от истерик только страх наказания, он ни на шаг не приблизится к осознанию ответственности за свои поступки. Если же вы не поможете своему ребенку овладеть навыками, необходимыми для успешного решения проблем и остановки взрывов, он за свои поступки отвечать не научится.
Если взрыв все-таки произошел,истерика случилась...постарайтесь извлечь из этого максимум полезной информации. Проанализируйте, какие
стабилизаторы у ребенка отсутствуют, и какие дестабилизаторы вызывают у него взрывную реакцию. Из истерики можно, по крайней мере, извлечь информацию, которая поможет вам предотвратить следующий взрыв по тому же поводу.
Если ребенок не выполняет того, что обещал, скорее всего дело не в том, что он не хочет, а в том, что он не может. В таком случае сделайте еще одну попытку и найдите посильное решение. Иногда родителям сложно понять, почему те или иные решения проблем которые они придумывают не находят отклик у ребёнка и всё равно получается взрыв. Необходимо помнить:
ребенок не обязан воспринимать ваши побуждения и потребности как свои собственные, чтобы принимать участие в решении проблем. На самом деле большинство взрослых тоже не особенно волнуют, например, побуждения и потребности собственных супругов. Они не волнуют их по-настоящему, просто они не говорят об этом вслух. Ваши потребности не обязаны волновать ребенка, он просто должен принимать их во внимание для того, чтобы участвовать в поисках решения проблемы, которое устраивало бы обе стороны.
Давайте подумаем, что вы, в сущности, делаете. Вы вместе с ребенком ищете решения стоящих на вашем пути проблем, чтобы перестать из-за них ссориться. Вы слушаете друг друга и слышите. Вы улучшаете свои взаимоотношения. Вы объясняете ребенку, что достойные идеи могут
рождаться не только в вашей голове, но и в его собственной. Вы показываете ему, что цените его идеи и соображения.

На вот истерика состоялась, что делать...Многие советуют использовать тайм ауты, изоляцию. Давайте рассмотрим этот вопрос.
Некоторым детям изоляция действительно помогает успокоиться, но это скорее исключение из правила. Все-таки изоляция – это наказание. Для большинства взрывных детей любые попытки физического контакта в момент истерики лишь увеличивают ее интенсивность, причем нередко до невыносимых пределов. Если изоляция усиливает взрывную реакцию – забудьте об изоляции. Для детей старшего возраста и подростков она обычно не рекомендуется даже при оптимальных обстоятельствах. С другой стороны, изоляция детей и родителей друг от друга нередко помогает разрядить напряженную обстановку.
Если разговор заходит в тупик или оказывается невозможно найти решение проблемы,есть смысл разойтись по разным комнатам, чтобы немного подумать и успокоиться. Не все взрывные дети идут на это, но на удивление многие соглашаются (т.е. опять таки-мы не настаиваем на изоляции, мы предлагаем это как вариант и ребёнок вправе принять это или нет). Когда все придут в себя и немного подумают, можно продолжить обсуждение.

Хотите—верьте, хотите—нет, но биологический возраст вашего ребенка не имеет особого значения. Гораздо важнее его психологический возраст, т. е. уровень развития навыков адаптивности и эмоционального самоконтроля. Конечно, разговаривать с пятнадцатилетним ребенком и с четырехлетним мы будем по-разному, но акцент все равно ставится на одном и том же – на формировании стабилизаторов и выявлении
дестабилизаторов. Дети откликаются на внимание к их проблемам и предложение совместно поработать над ними вне зависимости от возраста



Tags: агрессия, воспитание, детская агрессия, как помочь ребёнку, книги, ребенок-россыпь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments