555b (555b) wrote,
555b
555b

Несказочные проблемы

Участникам группы предлагается вспомнить о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой они столкнулись недавно. В группе детей или подростков не стоит брать слишком сложную проблему, хотя, некоторые участники выбирают для работы одну из самых значимых для них трудностей, особенно если с самого начала ведущий предупреждает, что можно будет не раскрывать свою проблему впрямую.

Ведущий дает следующее задание: «Выберите сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Вполне возможно, что нам захочется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей».

Уже на этом этапе возникает взаимный интерес к трудностям друг друга, угадать которые участники пытаются из называемых героев. Не стоит запрещать повторение персонажей. При необходимости можно попросить уточнить некоторые особенности персонажей, их внешность. Это важно тогда, когда это только что придуманный герой. Часто в образе такого сказочного героя проецируются черты Я-концепции участников.

Затем участники должны придумать завязку сказки, в которой герой столкнется с проблемой, похожей (возможно, метафорически) на их реальную проблему. Эти зачины сказок рассказываются по кругу. Таким образом, на этом этапе всем становится понятен (в той или иной степени приближения) смысл трудностей каждого.

На доске записываются имена всех сказочных персонажей по кругу и предлагается каждому участнику по очереди подойти к доске и соединить стрелками имена тех героев, чьи трудности, но их мнению, в чем-то схожи. Совсем необязательно проводить стрелки от имен своих героев, хотя и это не запрещается.

В чем задача последней процедуры? Отсроченный анализ позволил оправдать и обосновать именно такой ход. Реальный выбор в действии осуществляет более инициативный участник, в то время как выбранный им человек, возможно, еще сомневается или просто не решается предложить объединиться кому-то из других участников. Обычно, если мы сидим в нерешительности и нам кто-то предлагает себя в пару, то ответить отказом в такой ситуации уже неудобно. Но это не означает, что мы к действительности считаем наши с партнером проблемы сходными.

В случае отражения сходства проблем на доске каждый свободен в выборе, а если сам участник не может оценить степень единства своей проблемы с другими, то у него есть возможность выразить свое мнение о сходстве проблем других участников. Появившаяся на доске схема отражает в какой-то мере результаты социометрии проблем в группе. Здесь может возникнуть некоторая трудность: как и в традиционной социометрической процедуре, тут выявляются и "звезды", и "предпочитаемые", и, возможно, "отверженные", что не позволяет однозначно распределить участников на подгруппы. В этой ситуации "социометрической звезде" предлагается сделать свой выбор из тех героев, которые предъявили заявку на нее (при условии, что до этого момента сама "звезда" не делала такого выбора). Так формируется первая пара. Остальным участникам предлагается высказать свое мнение (стрелками). Если несколько человек указали на одного и того же героя, он и становится партнером "отверженного". Остальные участники распределяются но своему усмотрению, но с учетом социометрической картинки.

Следующий этап упражнения заключается в сочинении продолжения сказок. Инструкция ведущего на этом этапе может быть следующей: «Мы имеем начала известных сказок, но, заявленные сюжетные линии должны пересечься, чтобы родилось продолжение обеих (нескольких) сказок в одном произведении. Ваша задача - сочинить общее продолжение, в котором ваши персонажи могут найти способы разрешения трудных вопросов».

Через несколько минут участники могут начать свои презентации. Рассказывает кто-то один из пары-тройки, остальные при необходимости добавляют. Приемлемо разыгрывание сочиненных сказок, но в этом случае лучше объединять участников в четверки или даже пятерки. Это разумно, когда группа слишком велика, при этом времени на подготовку нужно давать от 15 до 30 минут.

Вероятна ситуация, когда сказка сочинена и проиграна, но при анализе, проводимом самими рассказчиками с помощью правильно поставленных вопросов ведущего, обнаруживается, что проблемы героев не преодолены или преодолены частично.

"Сказочные" способы решения жизненных проблем на этом этапе, как правило, символически повторяют попытки, которые, возможно, предпринимались участниками в реальности и не дали результата или оказались неприемлемыми.

Отыграв возможные варианты в метафорической форме, участники выходят на более высокий качественный уровень рассмотрения проблемной ситуации, рассматривая ситуацию с новой точки зрения.

Помочь в этом может заявление ведущего: «Представьте себе, что вам досталось некое волшебное средство, с помощью которого может быть разрешена ваша проблема. Подумайте, что это за волшебное средство, кто вам его дал, какую потребовал плату. В чем заключается результат, который вы получите, воспользовавшись этим средством? Сочиняйте вместе».

Если участники не могут ничего придумать, им дано право обратиться за помощью к группе. Обратная связь и свежие идеи могут оказать существенную помощь остальным. Не следует воспринимать их предложения как конкретные советы и рецепты. Эзопов язык сказочных образов допускает различные варианты интерпретаций, и, человек, воспринявший идею другого участника, чаще всего вкладывает в нее свой собственный смысл.

Немаловажное значение имеет вопрос о цене, которую готов заплатить герой за полученное волшебное средство. "Провокационные" вопросы ведущего направлены на то, чтобы подчеркнуть абсолютную незначимость в сказочном мире материальных ценностей и сориентировать участников на осознание тех жертв, на которые он сможет пойти для достижения искомой цели, и стоит ли цель этих жертв.

Анализ приносимых жертв можно превратить в отдельное упражнение, как это сделано у Киллера ("Волшебный магазин"). Найденные участниками волшебные средства разрешения их проблем, принесенная за это плата могут вызвать размышления, анализ выполненной работы. Участники при рефлексии могут высказываться о проделанном, выказывая сомнения в том, удалось ли им приблизиться к решению своих проблем.

Окончательные выводы можно будет делать только спустя некоторое время, поскольку воздействие всего этого упражнения происходит, прежде всего, на подсознательные структуры, управляющие нашим поведением.

Модификация идеи из тренинга Е. Львовой и О. Матвеевой

Косинцев Владимир Георгиевич
Tags: детки, детские страхи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments