555b (555b) wrote,
555b
555b

Categories:

книги детям

Оригинал взят у fili_gali в post

Решусь высказать несколько мыслей по поводу современных детских книг.

Не так давно в сообществе публиковался пост со списками рекомендуемой литературы для чтения. Высказывались разные мнения – «за» и «против». Этой же проблемой озадачены и многие родители – http://www.rustoys.ru/index.html?action=article&arttip=book&from=790. Энтузиасты составляют краткие рецензии и размещают фото наиболее ярких страниц. Остальные могут на основании отзывов составить впечатление и принять решение о необходимости наличия именно этого произведения в домашней библиотеке. Желание читать детям книги, запомнившиеся по собственному детству, вполне понятно. Однако многие из классических произведений или не переиздаются, или выполнены весьма посредственно – не последнюю роль играют иллюстрации к произведению, качество бумаги и формат книги. Для меня это важно, потому что я отношусь к той категории людей, которые до сих пор предпочитают бумажный, а не электронный вариант текста, особенно для детского чтения. Книгу можно ощущать пальцами, улавливать запах типографской краски, учиться бережно перелистывать странички и безошибочно находить наиболее запомнившиеся эпизоды.

Но речь сейчас пойдет даже не о классических произведениях (их многие родители помнят и разыскивают всеми доступными способами - от покупки наконец-то вновь изданной книги (например, Григорий Остер Петька Микроб http://888.nx.uz/mikrob.html) до торгов за потрепанный, кем-то извлеченный на свет из закромов, редкий экземляр – «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика» Л. А. Левинова, Г. В. Сапгир Издательство: Педагогика, 1975 г.). Я обратила внимание, что сейчас многими «нестандартными» детскими издательствами (О.Г.И., Открытый мир,  КомпасГид, Самокат) предлагаются книги шведских авторов. Их специфика в том, что книги весьма просты по форме – этакие книжки-картинки – минимум текста и много иллюстраций, но весьма психологичны по содержанию. Когда-то подобные книги нам показывали юнгианские психологи (http://www.maap.ru/) в качестве антуража для оформления кабинета. И мне кажется, что это действительно неплохое средство для работы с ребенком в отношении некоторых проблем (страхов, ревности, негативизма). Их можно читать и обсуждать, а можно просто предлагать посмотреть – может быть даже взять домой для самостоятельного чтения. Принцип примерно такой же, как и в психотерапевтических метафорах «Жила-была девочка, похожая на тебя…»  Дорис Бретт (М.: Класс, 1996). Вот например, ребенок, испытывающий страх перед засыпанием может увидеть, что подобные проблемы есть не только у него: «Спокойной ночи, Веста-Линнея» (Туве Аппельгрен, Салла Саволайнен, М.: Открытый мир, 2009), «Пятая овечка» (Гарриет Грундман, Тобиас Крейтши М.: КомпасГид, 2010).  Ребенок-«катастрофа» (гиперактивный, демонстрирующий негативизм) может посмотреть на себя со стороны в «Лягушонке» (Якоб Мартин Стрид, М.: Открытый мир, 2007), «Овечке Шарлотта» (Ану Штонер, Генрика Уилсон, М.: КомпасГид, 2010)   и «Веста-Линнее и капризной маме» (Туве Аппельгрен, Салла Саволайнен, М.: Открытый мир, 2008). Также для детей с поведенческими проблемами появилась хорошая серия книг итальянской писательницы Сильвии Ронкальи (М.: Махаон, 2011) «Вирджиния, принцесса задира» и «Принцесса Не-Хочу и принц Хочу».

Страхи и их преодоление хорошо описаны (прямо-таки терапевтически!) в «Храбрая крошка Мемули» (Мерви Линдман, М.: Открытый мир, 2009),  «Спокойной ночи, Каролина» (М.: КомпасГид, 2010), «Я, волк и шоколадки» (Дельфина Перре, М.: КомпасГид, 2010).

И еще одна тематическая серия книг  потихонечку собирается мною с подачи «уличной консультации» в детском саду. Вечером, когда я пришла забирать своего ребенка, меня остановила воспитательница, жестом указывая на чьего-то папу. Он мялся и в двух словах описал ситуацию: были с ребенком в церкви, увидели отпевание, после чего ребенок озадачился вопросом: «Что дальше?» Ощущалась сильнейшая растерянность у папы. Он ответил пятилетке, что тело в землю закопают и червяки съедят… И … пауза. Он сверлит меня глазами. Я выжидающе смотрю на него и уточняю: «В чем вопрос-то?» Он опять мнется, но проблема не формулируется. Я приглашаю на консультацию в кабинет в удобное время, но на данный момент предлагаю несколько путей (для папы, ведь у ребенка вряд ли был страх, скорее познавательный вопрос изначально прозвучал): поскольку встреча со смертью произошла в храме, то логично было бы предложить объяснение о душе, которая продолжает жить в другом измерении; раз уж не сложился разговор сразу, то можно вернуться к этому с помощью специальных книг. Вот они: «Навсегда»   (Роберт Манш, пер. с англ. Е. Канищевой, художник Юлия Валеева. – М.: ОГИ, 2007).  «Как дедушка стал привидением»  (Ким Фупс Окесон, пер. с датского М. Людковской, художник Эва Эриксон. – М.: Открытый мир, 2008).  «Звезда по имени Аякс»   (Ульф Старк, пер. со шведского М. Людковской, художник Стина Вирсен. - М.: Открытый мир, 2009).  «Самые добрые в мире»  (Ульф Нильсон, пер. со шведского А. Поливановой, художник Эва Эриксон – М.: Самокат, 2007).

Особенно мне понравился «А дедушка в костюме?» (Амели Фрид, Джеки Гляйх, М.: КомпасГид, 2010). Все детские мысли и переживания поэтапно описаны и прожиты героем (отрицание реальности / невозможность осознания,  гнев, боль / грусть, разрешение быть себе счастливым). Еще одна книга Ульфа Старка «Черная скрипочка» описывает борьбу с безысходностью, с самим господином Смертью с помощью воспоминаний о сильных совместных чувствах – Скорби, Радости, Любви к жизни (М.: Издательский дом Мещерякова, 2011). Теперь нет-нет, я читаю эти книги своей старшей дочери (7 лет), но надеюсь, также, что через некоторое время они послужат для работы и с чужими детьми.




Tags: книги, учим читать, чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments