555b (555b) wrote,
555b
555b

Category:

Развитие самоконтроля у детей в игре

Оригинал взят у k_to_k в Развитие самоконтроля у детей в игре
Originally posted by tatiana_ch at Развитие самоконтроля у детей в игре

20 счастливых минут под кроватью или развитие самоконтроля у детей


Недавно я наблюдала такую картину: мои сыновья Тихон (9 лет) и Макар (5 лет) играли в Железного Человека. И Макар, находясь в образе, исполнял все указания, данные ему играющим хозяина Тихоном. А хозяин приказал Железному Человеку стоять и ждать его… Макар простоял минут пять, потом сказал: «Стоп-игра! Я устал стоять, можно я сяду?». Тихон предложил лучше полежать под кроватью. И Макар, к моему удивлению, пролежал там в образе Железного Человека 20 минут!Причем чувствовал себя при этом совершенно счастливым. Сам образ и игровая ситуация помогли Макару подчинить себя правилам игры.

И сегодня мне хочется рассказать вам о том, как игра помогает нашим детям в овладении произвольностью поведения.

Игра развивает способность ребенка контролировать себя



Произвольность поведения  или самоконтроль – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.


Произвольность поведения дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.



Важно, что игровая деятельность способствует развитию произвольности поведения, и способствует определенным образом.


В середине прошлого века психолог З.В.Мануйленко проводила следующий эксперимент : детей трех, пяти и семи лет просили удерживать позу неподвижности в условиях игры и вне её. То есть, просили побыть неподвижным часовым, а потом просто постоять не двигаясь. Время удержания неподвижной позы – это как раз и есть показатель произвольного поведения.

Результаты получились следующими

В возрасте трех лет время и в игре, и вне игры было небольшим, и практически не отличалось одно от другого.

В пять лет (возраст самого расцвета ролевой игры) наблюдался сильный разрыв. Игровое время неподвижности было больше почти в пять раз! То есть в игре ребенок обретал дополнительный смысл предложенного малоинтересного задания, его самоконтроль значительно увеличивался. Сама роль давала возможность ребенку удержать себя в контексте правила.

В семь лет разрыв во времени снова пропадал, но показатели времени были уже на гораздо более высоком уровне. В этом возрасте ребенок был способен долго выполнять инструкцию взрослого и вне игры. Игра и роль задала детям зону ближайшего развития, являясь внешним вспомогательным средством, а после освоения навыка произвольности необходимость в ней отпала.



График развития произвольности поведения ребенка с возрастом
Время удержания ребенком позы в игре и вне игры

Развитие произвольности поведения у детей в наши дни

Это исследование проводилось около 60 лет тому назад. И недавно оно было повторено психологом Е.О.Смирновой. Результаты оказались иными.

Во-первых, ниже сам показатель произвольного поведения. Дети недостаточно принимали на себя игровую роль, несерьезно к ней относились.

Во-вторых, возрастная динамика выражена минимально. Уже нет знакового разрыва в пять лет. То есть своего развивающего вклада игра не даёт. В игре дети еще могут подчиняться правилам, но игра уже не формирует «внутреннего» качества произвольности. Неигровой произвольности не появляется.



К сожалению, неразвитая игра не может быть ведущей игровой деятельностью.


Почему же сегодня игра у детей не развивается? Тому есть несколько причин.

Основные причины ослабления роли игры в развитии произвольного поведения современных детей

Исчезновение детских разновозрастных сообществ.

Обучение игре никогда не было задачей педагогов. Другие, старшие дети — самые лучшие учителя игры. Но их сложно встретить в условиях малодетных семей, одновозрастных групп в детских садах, отсутствия дворовых компаний.

Программный подход к дошкольному воспитанию.

Занятия по рисованию, чтению, даже по игре. У ребенка нет свободы, нет времени, в течение которого им бы не руководили. Лучший вариант – это полчаса на игру в конце детсадовского дня. Но при отсутствии умения играть вместо игры мы получаем возню, крик, хаос и безобразия. И иллюзию того, что “дети не хотят играть нормально”!

Мода на раннее развитие.

У родителей сложилось впечатление, что развитие – это накопление знаний, умений и навыков. А игра – это заполнение свободного времени, пустое времяпрепровождение. Неважный досуг.

Широкое распространение видеокультуры.

Телевизор, видео, мультфильмы. Все свободное время у ребенка уходит на экран. Потреблять мелькающие кадры проще, чем играть — это не требует никаких придумок. Телевизор выдавливает активные формы детской деятельности.

Отсутствие игрушек, как бы парадоксально это ни звучало.

Большинство современных игрушек не пригодно для игры, губит её в зародыше. Интерактивные игрушки, умеющие сами петь-говорить-есть и многое другое, не допускают создания воображаемой ситуации. Игра с ними сводится к манипулированию, включению и наблюдению, что просто парализует детскую фантазию.

Вы все ещё думаете, что игра — это несерьезно? Почитайте статьи о теории игры на нашем сайте:

Путешествие по миру детских игр: режиссерская игра детей 3-4 года,

Путешествие по миру детских игр: образная игра 4 — 5 лет,

Как играют дети от 1 года до 9 лет

и другие.



Главная и трагичная особенность игры: контраст между кажущимися лёгкостью и несерьёзностью действий и важностью формируемых игрой навыков и качеств личности (фантазии, самосознания, воли, коммуникативности, адекватной самооценки).


Сюжетно-ролевая игра развивает воображение, умение владеть собой, обогащает внутренний мир ребенка, учит взаимодействовать с другими людьми.

Игра уходит, но заменить её нечем! Это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

автор Н.Лейкина

Источник -
http://risuem-i-igraem.ru/20-schastlivyh-minut-pod-krovatyu-ili-razvitie-samokontrolya


Tags: игровая терапия, игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments