555b (555b) wrote,
555b
555b

Categories:

Три преображения и одна смерть

Оригинал взят у alexjourba в Три преображения и одна смерть
Часть I из цикла "Хтонь", посвященная разбору сказов П.П.Бажова о Хозяйке Медной Горы (и в ней практически нет ничего психологического или сказочного, только факты)
Часть II из цикла "Хтонь", о Хозяйке Медной Горы и Степане (в ней мы погружаемся в реальность сказа, считая, что все описанные в нем события происходили на самом деле - а рассказчик лишь немного исказил их)
[Spoiler (click to open)] Часть III из цикла "Хтонь", в которой мы возвращаемся в реальность и разбирается в том, куда делся найденный Степаном малахит и что из этого вышло
Часть IV из цикла "Хтонь", в которой мы обращаемся к истории России и вспоминаем Екатерину II
Часть V из цикла "Хтонь", в которой мы говорим об отношениях матери и дочери

Часть VI из цикла "Хтонь", о трех преображениях Танюшки и развязке сказа

В двух параллельных мирах
Танюшка тут распахнула шубейку, лакеи глядят - платье-то! У царицы такого нет! - сразу пустили. А как Танюшка сняла платочек да шубейку, все кругом ахнули:
- Чья такая? Каких земель царица?




В одном мире – это ситуация, когда (как "золушка") на балу – правда, на русском, святочном балу... появляется красавица-принцесса – зеленоглазая брюнетка в шелковом платье, в украшениях из драгоценных камней, требующая к себе неординарного внимания от своего спутника, одетого в "нарочитый костюм Креза" – в то время, как настоящая властительница, присутствующая здесь Екатерина Великая ведет себя гораздо проще (она на таких балах .. во всех играх сама быть изволила и по-русски плясала вместе с Паниным ..).

Приходит царица в палату малахитову. Все ей кланяются, а Танюшка стоит - не шевельнется.

Властительницы встречаются – и тем, кто видит эту встречу, кажется, что царица здесь – это не немецкая тетушка, танцующая "по-русски", а зеленоглазая принцесса, по своему праву пришедшая во дворец и свободно распоряжающаяся здесь.

- Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу! Получи свои камни!

И вот – уже нет никакой принцессы, а есть только "сворачивающиеся в капельку" камушки – не "хрустальная туфелька" – да и Крез не принц, а всего лишь переодевшийся для карнавала корнет лейб-гвардии Конного полка.

Но ведь в то же самое время перед их глазами Танюшка делает шаг, окончательно превращающий человека из плоти и крови в хтоническую фигуру и сразу за ним – еще один шаг, ее последний шаг – сливаясь с малахитовым фоном, возвращаясь в камень, ставший здесь материалом для декорации стен.
Она идет к своей "малахитовой стенке" добровольно – лишь обозначая поводом этого предательство "молодого барина", который не может исполнить ее желания точно так, как она того требует.

Преображения Танюшки
Увидев развязку истории как карнавальную сценку и как мистическое действие одновременно, можно по-другому посмотреть и на весь сказ.

Получается, что "Малахитовая шкатулка" - это (по большей части) рассказ об "изменении" Танюшки – проходящей через два преображения для того, чтобы третьим преображением, уничтожившем ее физическое тело, вернуть себя (и, вместе с собой - "душу") камню, перенесенному из Горы в Сам-Питербурх.

Танюшка – существо изначально дуальной природы, в детстве не имеет возможности "войти в контакт со своей второй частью". Помочь ей сделать это должна "Малахитовая шкатулка" – артефакт, пробуждающий "ген камня" и не нужный (более того – опасный) для тех людей, у кого этого гена нет.
Ребенок тянется к шкатулке, завладевает ей, доказывая матери свое право пользоваться украшениями. Однако игра с камнем постепенно меняет Танюшку – она испытывает первое преображение, "проходит через него".

Испугалась Танюшка, сидит, как замерла, а мужик сойкиул, топор выронил и обеими руками глаза захватил, как обожгло их.


Второе преображение – это, конечно, разговор с Хозяйкой в голбце, завершившийся "прозрением будущего". Увиденная сцена во дворце (тем более "не досмотренная") становится для Танюшки чем-то вроде задачи, решения которой она не знает, своего рода видением в "зеркале Галадриэли".

Подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать. Который заденет -тот и загорится по-другому. Танюшке иное видно, иное - нет. После этого женщина и говорит:
- Встань-ко, доченька, пряменько.
Танюшка встала, а женщина и давай ее потихоньку гладить по волосам, по спине. Всю огладила, а сама наставляет:
- Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. Вперед гляди, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!



После второго преображения Танюшка в полной мере получает контакт со своим "геном камня" – что делает ее на заводе по меньшей мере странной, и уж точно – высокомерной.
Если до этого преображения она, все-таки, "больше человек", то после - человек и хтоническая сущность в равной степени.
И ее путешествие в Сам-Питербурх становится возможным вследствие ее "раздвоенного" поведения - сочетания в одной женщине "каменного" высокомерия и непомерной требовательности с уникальной красотой и деловой рациональностью, сочетания, мимо которого может пройти редкий мужчина.

Шкатулка продается, цепь событий, последовавших за этим, становится поводом для изготовления Танюшкой портрета шелками – своего рода "нерукотворной иконы", практически сразу становящейся предметом поклонения.

- Это мне безо внимания, что барин Турчанинов хочет у меня жену увезти. Пущай повезет! Мне такую не надо. У меня вот кто есть! - Да и достает из кармана тот шелковый патрет. Все так и ахнули, а паротина баба и рот закрыть не может. Барин тоже въелся глазами-то. Любопытно ему стало.

А картина третьего преображения уже настолько ясна, что даже в иллюстрациях к сказу мы видим композиции, где-то параллельные иконописным.






Судьба божьего ребенка
Во второй части цикла я писал о "замысле" Хозяйки и о том, как она изменила Степана, передав часть своей сущности в его руки.
Но разбор "Малахитовой шкатулки" показывает, что фактический результат своего "эксперимента с репликацией" Хозяйка представляет себе только в общих чертах, если представляет вообще.
Ведь она впервые проделывает его в заводской среде (если не вообще впервые – мы же ничего не знаем о происхождении Хозяйки), а ее движение "прочь из Горы" вызвано не мотивом, а стимулом – ограниченностью запасов малахита на Гумешках.
Выходя из Горы она стремится продлить свое существование - не более того?

В движении иной (хтонической или нет) сущности "вовне" (а можно сказать и "вовнутрь", в "мир людей") важна не только его сущность, но и форма, то, каким способом оно осуществляется. Будучи дочерью двух матерей, Танюшка приходит в мир людей проторенным путем "непорочного зачатия".
Вспомнить здесь можно не только Новый Завет, но и Волны (которые гасят ветер).

На "человеческом плане существования" судьба такого дитя, чаще всего трагична.
Причиной этому служит не только стремление общества не меняться, остаться таким, каким оно было вчера – поддерживаемое ксенофобией, но и оторванность "иного" от его источника, от силы, поддерживающей его существование в целом. В каком-то смысле "чудесное дитя" все равно погибнет, а что последует за этой гибелью – это другой вопрос.

Трагичной, в этом смысле, представляется мне и судьба Танюшки.
Ведь в итоге оказывается, что выбранный Хозяйкой способ выхода "из Горы" завершается в сказе – новым слиянием тела и камня, фигуры и фона. Сил, получаемых дочерью Хозяйки, от распиленного, разделенного на мелкие пластинки, пущенного на облицовку малахита не хватает на то, чтобы существовать и властвовать в Сам-Питербурхе так же свободно, как властвует Хозяйка в Полевском.

"Малахитовая шкатулка" – манифест действенного существования "царства камня", царства его красоты, блеска и гармонии.
Царства "не от мира сего", царства выше власти денег и власти цезаря.

А для нас, людей - в конце сказа оставлено "место для размышлений", намек на счастливый конец.
Действительно ли Танюшка вернулась в Гору – или же "двоение Хозяйки" всего лишь иллюзия?
Вопрос, на самом деле, остался открытым.



http://ru-psiholog.livejournal.com/3243640.html#comments
http://ru-psiholog.livejournal.com/3238549.html
http://ru-psiholog.livejournal.com/3230295.html
http://ru-psiholog.livejournal.com/3219776.html
http://ru-psiholog.livejournal.com/3209835.html
Tags: книги, чуть психологии, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments