555b (555b) wrote,
555b
555b

Событийное время

Оригинал взят у rorschach_club в Событийное время
Событийное время
© Бермант-Полякова О.В., 2015

- Ты говоришь неправильно, - резко заявил сын и безжалостно передразнил мою речь во время телефонного разговора, который ненароком услышал.
- Почему?
- Ты звучишь так, как будто собралась выблевать душу. Говори плавно, с дыханием отсюда, из живота.
Я повторила показанное им, чтобы не расстраивать. С разными людьми говорить надо по-разному, - до этой мысли каждый из нас доходит в свой срок.

Событийное время соединяет жизнь человека с жизнью его поколения. Речь не о биографии, хотя любое жизнеописание заставляет делать выбор: какие события признать решающими, а какие малозначительными, что помнить, а что забыть. Просеивать прошлое через сита решений и забвения умеет каждый, понимать ход времени в социуме дано не всем.

Раньше жизнь сравнивали с многоволнистым житейским морем. Оно поглощает, оно треплет в заботах и волнениях, оно заставляет искать тихую гавань. Его переплывают, рассказывая потом о своих путешествиях. Море никуда не движется, ход времени в море неощутим. Кроме того, сравнение жизни с морем выносило за скобки сословие.
[Spoiler (click to open)]
Раньше сословная принадлежность с рождения определяла европейскому человеку основные события его жизни, - биографию. Великая французская революция 1789 года, провозгласившая свободу, равенство и братство, отменила сословный порядок. С этого момента биографические механизмы усложняются. Чтобы понимать их действие, нужны новые инструменты. Так в европейской культуре оформляется идея характера и появляется учение о характерах людей. Термин введён немецким философом Юлиусом Банзеном в книге "Очерки по характерологии", увидевшей свет в 1867 году (Julius Bahnsen. Beitrage zur Charakterologie..., Bd 1-2, Lpz., 1867). У разных людей появилось разное событийное время и разные способы осмыслять ход современной им жизни.

"Преподобный Серафим сказал: если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения". Так и есть, событийное время разных характеров устроено по-разному.

Для одного человека события похожи на пласт, залегающий в земле, и он живёт свою жизнь как проходчик в штреке, целеустремлённо и только вперёд, не видя вокруг белого света, временами совершая резкие переходы с горизонта на горизонт, от пласта к пласту жизни.
Чтобы осмыслить событийный пласт, ему нужны маркшейдерские чертежи, где отображаются горные и разведочные выработки, форма, условия залегания и качество ценного в жизни, а также рельеф и ситуация на земной поверхности на территории его предприятия. Психологи называют эту целеустремлённость и ограниченность "паранояльный характер".

Для другого человека события похожи на космос, где огромные безлюдные пространства. Он живёт свою жизнь как исследователь бесконечности, пилотирующий свой космический корабль. Чтобы осмыслить событийную Вселенную, ему нужен астрономический атлас с картами звёздного неба. Психологи называют эту отстранённость от людей и хаотичность "шизоидный характер".

Для третьего события похожи на высоту, которую надо занять или вершину, которую нужно покорить, - чтобы сверху посмотреть на тех, кто остался внизу. Он живёт свою жизнь, рассчитывая тактику прохождения пути наверх, прижимаясь к скалам и забивая в них крюки. Чтобы осмыслить совершённые событийные восхождения, ему нужна зачётная книжка альпиниста, где учтены все пройденные маршруты и обозначена степень сложности каждого. Психологи называют эту потребность верховодить и искать сильных эмоций "эпилептоидный характер".

Для четвёртого события похожи на торжественное шествие, к которому приковано внимание публики. Он живёт свою жизнь, создавая яркие, удивляющие публику моменты, и не мыслит себя без благодарных, преданных зрителей или толпы праздных зевак, нужны восхищённые взгляды здесь и сейчас, непосредственно в моменте. Чтобы осмыслить парад событий, ему нужен собеседник. Записи, чертежи и карты только мешают делу, отвлекают. Психологи называют это потребность быть центром внимания и главной темой разговоров "истероидный характер".

Для пятого события похожи на морской простор. Он живёт свою жизнь то на суше, то на море, и подчиняет свою жизнь непредсказуемой погоде. Дуют ли ветры, скрыто ли за тучами солнце, бушуют бури или лёг мёртвый штиль настроения, - на событийном просторе ему нужен попутный ветер в парусах и умение маневрировать. Чтобы осмыслить себя в пространстве стихий, ему нужна лоция, - предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы, знаков и берегов. Психологи называют эту зависимость мотивации от настроения и готовность действовать по ситуации "циклоидный характер".

Как вы думаете, кто из пяти первым замечает ход времени на шаг вперёд, то есть первым видит, что рядом два разных поколения?

Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Tags: 7 радикалов характера, Б-Полякова, Сонди, Сондиана, цитаты, чуть психологии, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments