555b (555b) wrote,
555b
555b

Category:

Анти-Монтессори

Оригинал взят у rorschach_club в Анти-Монтессори[Spoiler (click to open)]

Монтессори

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку: он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении. Эта система формирует знания, следуя за непроизвольным вниманием ребёнка. Это не случайно. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.

При олигофрении отмечается недоразвитие преимущественно наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций – мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних ориентировочного рефлекса, восприятия, памяти и эмоций. Хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость, преобладание конкретных ассоциаций и слабость абстрактного мышления, доминирование непроизвольного, флуктуирующего внимания над произвольным, сосредоточенным вниманием, - таков психологический профиль дебильного человека (дебильность - лёгкая степень олигофрении).

78.jpg
"В голове стропильца не хватает", - говорили раньше о таких детях.

В годы, когда Мария Монтессори начинала свою пионерскую деятельность, детей-олигофренов обучали несложному ручному труду, безо всякой надежды на образование. Монтессори показала, что локомотив непроизвольного внимания может тянуть за собой учебный процесс, если не останавливать его звонками и переменами и если среда вокруг дебильного ребёнка будит его любопытство (задействует его ориентировочный рефлекс).

У ребёнка с сохранным интеллектом по мере созревания нервной системы формируется произвольное внимание и абстрактное мышление, его обучение не зависит от наличия в окружающей среде наглядного стимула, который разбудит любопытство и не ограничивается конкретными действиями.

Благодаря новаторской работе Марии Монтессори, психологи обратили внимание на эту группу детей. В результате в психологической диагностике появилась категория нарушений обучаемости, - затруднения в приобретении навыков речи, письма, чтения, логического мышления, математических способностей, социальной адаптации соответственно возрасту.

51.jpg
Анти-Монтессори это идея "хорошо устроенная голова лучше доверху наполненной".

Нарушения обучаемости искусственно поделены на "проблемы в школе и дома". Первые – это неспособность усвоить материал по чтению, письму, математике, который легко усваивают сверстники, вторые – это задержка психического развития в сфере речи, скоординированности движений, межличностного интеллекта, способности ориентироваться на местности, умении выстраивать алгоритмы и сравнивать схемы между собой.
Задержка в формировании произвольного внимания и слабость мнестической деятельности, - трудности со смысловым запоминанием материала, - заставляют ребёнка опираться на непроизвольное внимание и на механическое запоминание.

На первый взгляд кажется, что педагогика Монтессори и ребёнок с дефицитом внимания созданы друг для друга. Нет. Педагогика Монтессори объявила механическое запоминание насилием над ребёнком, поэтому даже если интеллект ребёнка с дефицитом внимания сохранен, усвоить абстрактные схемы и начать мыслить формальными категориями у него нет шансов. То, что его сверстники понимают из объяснений в книге, он, неспособный сосредоточить произвольное внимание, в тексте не видит. А механически заучить шаблон и так получить в своё распоряжение автоматизированные мыслительные операции, которые потом прикладывать к материалу, у него нет шанса.

Ritalin.jpg
"Дайте ему риталин", - говорят о таких детях сейчас.

На самом деле проблемы и в школе, и дома те же, и парциальные задержки психического развития могут быть маскированы (кто-то из близких компенсирует своей компетентностью задержку у члена семьи), могут быть псевдокомпенсированы (член семьи гипер-продуктивен в области, в которой одарён, из-за чего его задержку полагают причудой талантливого ребёнка), а могут подвергаться отрицанию (кто-то из близких отрицает, что у члена семьи задержка психического развития).

Есть и ещё вариант педагогической запущенности, - это когда родителям всё равно, что и как изучает ребёнок, и вариант идейных родителей, - это когда ребёнок без задержек психического развития оказывается в школе Монтессори и проводит годы жизни в мире, где нет структуры, плана изучения материала, где всё ситуативно. Родительская безответственность или вера в преимущества педагогики Монтессори обрекают ребёнка с сохранным интеллектом изобретать велосипед там, где другие давно на нём накатались. В годы, когда его сверстники систематизируют знания, ориентируются в школах и методах и разбираются в истории науки, он сравнивает длину разных шнурков, чтобы убедиться в наличии понятия "длина". Или сравнивает мнения двух экспертов в интернете, чтобы убедиться в наличии понятия "разногласие двух точек зрения". И там, и там он остаётся на уровне конкретных операций, не в силах найти обобщающую категорию или механизм, ибо это уже абстрактные понятия.

Рекомендация тут очевидная: хвалите дошкольника за любые проявления произвольного внимания. Дайте ему шанс.

188111763.jpg
"Порядок бьёт класс", - вы знаете контекст, в котором впервые прозвучала эта фраза?

Анти-Монтессори

Гарбузов В.И. Нервные дети. Советы врача для матерей. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.

с. 17-18
Ребёнок на шестом году жизни нередко понимает людей больше, чем они понимают его, и страдает от их непонимания. Нередко на приём приходят матери, которые отчётливо помнят, как ребёнок развивался, прибавлял в росте, массе тела, чем болел. Но вопрос: "Каков ваш ребёнок по характеру, что он за человек?" - ставит их в тупик. Медленно, мучительно, запинаясь, начинают они подбирать слова. Как же они воспитывали, не зная собственного сына или дочь?

Итак, предлагаем родителям примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер у их ребёнка.

Ребёнок настойчив, упорен, упрям, неуступчив, прямолинеен? Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают? Он неприхотлив, если упал -встаёт сам, помощи не ждёт, не жалуется, и чем ему труднее, тем настойчивее стремится к цели? Если всё это так, то у ребёнка холерический темперамент.
Ребёнок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, замкнут, домосед, предпочитает игры в одиночку, всё переживает в себе, тихоня и его не видно и не слышно? Он терпелив, обстоятелен, покладист, осмотрителен и осторожен, миролюбив? У такого ребёнка флегматический темперамент.
Ребёнок быстр, активен, подвижен, расторопен, ориентируется и приспосабливается мгновенно, везде чувствует себя как дома, общителен и говорлив? Он выдумщик, спорщик, заводила, склонен к риску, азарту, ему всё интересно и он всё успевает сделать? Если ребёнок таков, он - сангвиник.
Ребёнок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нём развито чувство достоинства?
Он пользуется авторитетом у сверстников, с ним охотно дружат и играют, он равноправен среди детей?
Тяготеет к сверстникам или к детям младше себя?
Он добр, доброжелателен, отзывчив?
Ему присущи чувство стыда и совестливость?
Он понимает, что и другому может быть больно, что бабушка сегодня плохо себя чувствует?
Он эгоистичен, демонстративен, назойлив, выскочка, стремится завладеть общим вниманием, никогда не признаёт своих ошибок и склонен обвинять во всём только других?
Ребёнок внимателен, усидчив, любознателен?
Отвлекаем, склонен бросать начатое дело, не доводя до конца?
Он оптимист или нытик?
Тревожен, чрезмерно раним и обидчив, мнителен?
Агрессивен или миролюбив?
Умеет ли постоять за себя?
Он силён, ловок или физически слаб и неловок?
Он умеет и знает всё, что положено освоить в его возрасте?
Такова примерная схема вопросов, которые родители должны ставить решать, своевременно внося коррективы в воспитание.

с. 59
Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвёртый, средний интеллект в двух из четырёх людей, нижняя граница, т.е. то, что ещё можно оценивать как более или менее удовлетворительное умственное развитие, примерно у каждого шестого и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого человека (у 7% людей уровень интеллекта находится между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% людей умственно отсталые). Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы.
с. 76
Ребёнок отвлекается, на то он и ребёнок. Отмечено, что трёхлетний ребёнок за 10 минут игры отвлекается в среднем 4 раза, но четырёхлетний уже 2, в ребёнок в 6 лет не более 1 раза. К этому ведут здорового ребёнка, но ещё более упорно - детей, которые задерживаются в умственном развитии и отвлекаются.
Удивление, интерес захватывают ребёнка настолько, что у него задерживается дыхание. Во Франции называют человека, несостоятельного в деле, которое требует внимания и сосредоточенности, неспособным к удлинению дыхания. У ребёнка с задержкой дыхания следует стремиться выработать такое дыхание. Конечно, всё это даётся трудно, требует терпения, усилий и времени. Задерживающегося в умственном развитии ребёнка учить, что "по лесу с бороной ездить". Но другого способа преодолеть задержку умственного развития нет.
В 5 1/2 лет - серьёзнейший возрастной этап, с которого следует начинать систематическое и планомерное обучение, - у ребёнка уже должно быть сформировано произвольное внимание. Ему неинтересно, но ему внушают "надо". И он усердно выполняет то, что надо сделать вопреки своему нежеланию. Если в 5 1/2 лет не сформировано произвольное внимание, то задержка умственного развития преодолима с трудом.
Отчётливо запомним рекомендацию: не следует отвлекать ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разговоры) имеет второстепенное значение. Играя, занимаясь с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь сами, родители учат отвлекаться и его. Для задержавшегося в умственном развитии это чрезвычайно важно. И если мать занимается с таким ребёнком, а бабушка отвлекает вопросами, то малышу наносится непоправимый урон.
с. 84
Нет умственного воспитания, а тем более преодоления задержки умственного развития без воспитания трудолюбия. Тяжки усилия родителей по преодолению задержки. Это годы кропотливого, изматывающего труда, притом после работы. Трудиться в таком случае должен и ребёнок, и трудиться много. Если задержку всё же не удаётся преодолеть, то от затраченных усилий остаётся единственное, но как раз наиболее необходимое такому ребёнку - трудолюбие.
Родители никогда не делают за ребёнка то, что он может сделать сам. Они никогда не позволяют бросить незавершённое. Завершение начатого дела - необходимое условие воспитания любого ребёнка, тем более такого, у которого имеется задержка умственного развития. Говорили же древние римляне: не пытайся или оканчивай. Устал, потерял интерес - пусть отдохнёт, но затем вновь вернётся к начатому делу.
Истинно умный человек трудолюбив. Для ленивого человека неизбежны верхоглядство, резонёрство, истерическая претензия на ум. Задержка умственного развития - прямое показание для того, чтобы отложить на год поступление в школу.
Конец цитаты.


чайка1.jpg
Вместо послесловия:

В сфере межличностного и внутриличностного интеллекта, то есть психологии общения и понимания себя, большинство из нас - воспитанники по системе Монтессори :)) на что обратили своё внимание когда-то, про то и узнали. Кому повезло с учителем словесности, тот сразу узнал все нужные схемы, которыми размышляют про людей, - потому что читал вместе с учителем классическую художественную литературу.

Искренне ваша,
Ольга Викторовна
Tags: Б-Полякова, как помочь ребёнку, педагогика, чуть психологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments